ПРОХОЖДЕНИЕ СТРАХА.
Мы появляемся на свет с определенным набором программ выживания, а не как чистая белая бумага. И главная действующая программа для выживания – это инстинкт самосохранения. В процессе развития плода закладываются, развиваются и затем функционируют вполне конкретные структуры центральной нервной системы. В нашем головном мозге они объединяются в систему, которую назвали лимбической. Одна из ее задач постоянно быть начеку, круглосуточно мониторить окружающую среду на предмет опасности, запоминать угрозы и осуществлять защиту в случае нападения.
В постоянной готовности поддерживаются три вида эффективных защитных действия: замри, беги, сражайся. В животном мире хищник находит жертву, когда она движется. Замри, и тебя не увидят, а если ты обнаружен, то беги. Если спастись бегством не удалось, то приходится сражаться. Все действия включаются автоматически. В качестве сигнала об опасности выступает такая эмоция как страх. Поэтому тревога, беспокойство, внутреннее напряжение и прочие проявления страха так хорошо нам знакомы. И в момент опасности, мы постоянно наблюдаем бессознательные импульсы к действию, как в своем теле, так и в поведении окружающих нас людей.
Инстинкт самосохранения в течение миллионов лет проходил эволюционную обкатку. У всех животных, которые нам предшествовали, первая и главная задача была выжить. А наше тело, наш геном, включает всю генетическую информацию предыдущей эволюционной цепочки животных. Наше тело вообще уникально, в нем всё собрано из пыли вселенной. К примеру, в системе синтеза эритроцитов, а это транспортная система переноса кислорода в нашем организме, принимает участие такой микроэлемент как кобальт. Но кобальт, как элемент, мог образоваться только при взрыве сверхновой звезды, он больше нигде не образовывается. Как наш организм заполнялся элементами сверхновой звезды? Если бы она где-то взорвалась в 20-25 световых лет от нас, планета Земля погибла бы. И других микроэлементов в нашем теле предостаточно. То есть когда-то всё это было собрано в единый живой организм. Мы аккумулировали то, что есть полезного для нас на Земле и всё это внутри нашего тела.
Как это происходит – вещь загадочная. И весь этот процесс называют эволюцией. Результат эволюции живых организмов и наш инстинкт самосохранения нужный нам, мощный и стержневой. Например, мы рождаемся со страхом сильных звуков. Любой сильный звук нас пугает, мы пугаемся всю жизнь, когда слышим сильный, громкий звук. Есть страх быстро надвигающихся на нас предметов. Есть страх незнакомых людей и ситуаций. В такие моменты наше тело реагирует автоматически, то есть рефлекторно. В этом и заключается работа инстинкта самосохранения, который нас охраняет, управляет поведением, предупреждает о надвигающейся опасности.
У инстинкта самосохранения есть три веточки. Одна веточка - это как нам сохранить себя в окружающей среде, позаботившись о своем здоровье и о своей безопасности. Речь идет о тех факторах, которые могут причинить физический ущерб нашему здоровью и жизни. Как пример инфекционные заболевания или насильственные действия.
Вторая веточка инстинкта самосохранения отвечает за то, чтобы нам выжить среди других людей. Вот есть я, а есть другой человек, а есть группа людей. И у меня есть определенные амбиции, желания, потребности и мне надо их удовлетворить, уже не просто «я на планете живу и мне нужно чем-то не заболеть или не попасть под машину», мне ещё нужно среди людей выжить и занять, как мне кажется достойное место. Вот инстинкт самосохранения и здесь тоже работает. Борьба «за место под солнцем», а иногда война за свое место среди других людей. И в таких ситуациях соперничества тоже есть страхи, которые говорят нам об опасности столкновения с какими-то людьми. Они носят характер социальных страхов.
И ещё есть третья веточка – связана с человеком как с видом, чтобы человечество не вымерло, а продолжало свое развитие. Для этого нужно родить и воспитать потомство. Веточка формирующая сексуальное поведение. Борьба за безопасность, власть и секс. Выбор без выбора.
Инстинкт самосохранения работает и определяет наше поведение. На уровне животных, всё происходит проще, инстинкты управляют животным. А у человека кроме инстинкта есть развитый, сильный ум, который позволяет осознавать себя и свое поведение, планировать жизнь. Человек разумный насчитывает 30-70 тысяч лет своей истории. За это время инстинкт самосохранения отошел на второй план, отправился в подсознание, но при этом не утратил своей силы. В процессе своего развития люди объединялись в группы, племена, народы, так и безопаснее, и веселее. Создавали цивилизации, культуру, мораль, законы, которые определяли за что тебя похвалят или накажут. Создавался социум и интересы человека переместились в область отношений, образов, красоты, искусства, философских и экономических идей, прочих чисто человеческих переживаний и потребностей. Мы переехали на постоянное место жительство в новый чудный виртуальный мир, прихватив с собой инстинкт самосохранения, который находится в подсознании.
Во время войны инстинкт напряжен и трудится, а в паузах между войнами особых угроз для человека нет. Сейчас у нас нет естественных врагов, мы достаточно защищены. А если в настоящем врагов и опасностей нет, то может быть они появятся в будущем, ведь в прошлом же были. Для инстинкта это рабочий поиск и если враги необходимы, то наш любознательный, активный и изобретательный ум их отыщет в будущем. Включит воображение, и в деталях обрисует нам: «А что будет если…?».
Опасных ситуаций, которые могут произойти в будущем неограниченное количество. Стоит вообразить, представить, что они могут с нами случиться и тревога начинает заполнять тело, а память о пережитых страхах и психических травмах, активирует и добавит неприятные ощущения в тело. И что в итоге мы имеем? Страх в теле натуральный и естественный, а опасность представляется как вариант развития будущего, то есть всего лишь иллюзия. Такой страх назвали невротическим. Если при естественном страхе есть реальная угроза, находящаяся в настоящем, то при невротическом - опасность предполагается в будущем, как отрицательный прогноз. Но инстинкт самосохранения в таких тонкостях не разбирается, придумали мы опасность или она реально существует.
Итак, мы обнаружили два вида страха. Какие же будут отличия естественного страха от невротического? Естественный страх – опасность находится всегда где-то в настоящем. Вот мчится на вас машина, возможно у неё тормоза отказали или её просто заносит на дороге скользкой, и она в вашу сторону стремительно продвигается – это вполне понятная и естественная опасность. Тогда ваше тело среагирует, и вы даже не успеете сообразить, как вы уже отскочили, или побежали от этой опасности. Вот это и есть работа инстинкта самосохранения в настоящем реальном режиме времени. Или во время еды вы отвлеклись, задумались о чем-то, и пища вам попала в дыхательное горло, и в этот момент ваш инстинкт тоже сработает – ваше тело будет активно освобождаться от этого кусочка пищи, чтобы восстановить дыхание. Это тоже инстинкт самосохранения, он в рабочем состоянии собственно так себя и ведет – реагирует непосредственно на настоящую существующую угрозу для жизни, для здоровья. А невротические страхи – начинаются с некого предположения, о том, что могло бы с нами случиться в будущем. Для этого всегда требуется время для размышления. В тот момент, когда пища попала в дыхательное пути вам уже некогда думать, как это произошло и что делать, чтобы такое не повторялось, не до размышлений. А когда речь идет о прогнозе на будущее у нас всегда есть время, чтобы поразмышлять. Мы можем вообразить себе ситуацию и покопаться в ней, в этом и отличие невротического страха от естественного.
Для практической работы мы можем использовать классификацию страхов, предложенную, известным врачом - психотерапевтом А.В. Курпатовым, из книги «Секретная таблетка от страха».
КЛАССИФИКАЦИЯ НАШИХ СТРАХОВ
СТРАХИ
1. За собственную жизнь, здоровье, безопасность (страх смерти).
2. Связанные с людьми. (страх конфликтов, «потери лица»).
3. В сфере сексуальных отношений (сексуальные страхи).
Механизмов образования невротического страха несколько. Один из основателей, психологической школы бихевиоризма, Джон Уотсон, провел ставший классическим эксперимент с одиннадцатимесячным мальчиком по имени Альберт. Альберт любил играться с белой крысой и эту крысу воспринимал как живую игрушку. Однажды, когда Альберт играл с ней, профессор Уотсон ударил в гонг. От этого звука мальчик вздрогнул, испугался, отдернул руку и заплакал. Вскоре после этого Альберту дали кубики, он успокоился и стал играть. Мальчику вернули крысу, тот помедлил какое-то время, а потом снова потянулся к животному. И вновь раздался очередной звук гонга. Ребенок испугался и заплакал. Крысу забрали, и вновь дали время, чтобы он успокоился. Когда в третий раз мальчику принесли крысу, стучать в гонг больше не потребовалось: едва увидев животное, ребенок заплакал. Сформировался условный рефлекс. Испуг от громкого звука совпадал с предъявлением крысы (нейтральный стимул). И в дальнейшем предъявление нейтрального стимула запускало реакцию страха. Позже выяснилось, что реакция страха стала возникать у него при виде похожих на крысу животных: собаки, кошки, кролика, и даже маски Санта Клауса. Этот феномен и носит название «генерализации отрицательной эмоции». Нейтральный стимул (в данном случае крыса) может стать для нас — или положительным, или отрицательным. Данный пример генерализации отрицательной эмоции приводится в книге А.В. Курпатова «Таблетка от страха».
Нас обучают бояться с раннего детства. В процессе воспитания, чтобы достичь быстрых результатов, родители запугивают своих детей. Звучит это примерно так: «Если ты сейчас что-то нужное мне не выполнишь, то будут большие неприятности», «не будешь учиться, в ларек пойдешь работать», «не бегай – ноги переломаешь», «ешь, а то не вырастешь». И прочие наставления, с помощью которых можно добиться повиновения от ребенка.
Понаблюдайте за окружающим миром, за общением людей и вы обнаружите, что привычка запугивать, очень даже жива и здорова. Понаблюдайте за собой, в каких сферах своей жизни вы чувствуете себя неуверенно, как вы себя при этом пугаете.
Дети, как известно, учатся у взрослых. Один из способов обучения – это копирование поведения взрослых. Ребенок не способен критически оценивать поведение родителей и наблюдая, каждый день поведение авторитетных взрослых, просто усваивает их манеру взаимодействия с окружающим миром. Например, папа или мама боятся сквозняков и не проветривают квартиру, а если в доме открывается окно, то звучат фразы «Не стой под окном, отойди – простудишься!». После такого научения у ребенка может развиться страх простудиться от любого дуновения ветра. Или, например, родители бояться уличных собак и говорят своему ребенку: «не подходи даже близко! Они все бешенные!». Как итог у ребенка может развиться необоснованная и слепая боязнь вообще всех собак.
Психологи пришли к выводу что страху можно научиться посредством простого наблюдения за ним. Не обязательно самому находиться в стрессовых ситуациях, достаточно посмотреть за мучениями других. Один из примеров: страх полетов на самолете. Среди тех, кто боится летать нет людей, перенесших авиакатастрофы. При этом фильмы с авиакатастрофами очень популярны, новости по телевидению и в интернете с катастрофами всегда на первых полосах. Пройти мимо такой информации сложно, она будоражит, цепляет, пугает. Создается тревожный фон и ожидание непредсказуемых событий.
Невротический страх появляется как условный рефлекс, а затем закрепляется и фиксируется в поведении как результат нашего потакания ему. Выученная привычка, которую мы поддерживаем, иногда всю жизнь. Как это происходит? Для того, чтобы появился невротический страх необходимы два условия. Наличие самого страха, который сопровождается выраженными неприятными ощущениями в теле и реакции на этот страх, которая будет выражаться в бегстве с того места или из той ситуации, где страх вас застал. Например, вы пережили вегетативный приступ с сердцебиением, затрудненным дыханием, резкой слабостью, головокружением. Эти ощущения сопровождались выраженным чувством страха, и все это произошло где-то в общественном транспорте, в метро или в закрытом помещении. Возможно, для того, чтобы прийти в себя, вам пришлось выйти на свежий воздух и подышать, успокоиться.
Причин для появления такого приступа может быть много. Нерешенный конфликт на работе, испорченные отношения в семье, переживания по поводу жизненных неудач и другие эмоционально- стрессовые ситуации, которые в жизни каждого человека периодически происходят. Любая из этих ситуаций может спровоцировать яркую вегетативную реакцию. Но в тот момент, когда вы испытываете страх, все ваше внимание сосредоточено на ощущениях. Надо как-то помочь себе, и вы покидаете опасное место.
Возможно, вы не придадите этому эпизоду особого значения и будете пользоваться транспортом, как и прежде. В этом случае ничего особенного не произойдет. А если вы свяжете страх с той обстановкой, где он случился и начнете избегать тесных, многолюдных мест, то страх будет сформирован (как у мальчика Альберта с крысой).
Покидая опасное место, вы чувствуете облегчение, а это уже приятное переживание. Приятные переживания намного предпочтительнее неприятных переживаний. Повторив несколько раз побег из опасного места, вы фиксируете привычку бояться. Потом, позже вы объясните себе рациональность собственного поведения и будете придерживаться этой версии, потакая своему страху. В результате транспорт станет опасным местом. На этом дело может не закончиться. Ситуации, подпадающие под опасные, начнут расширяться – вы можете перестать пользоваться лифтом, подземными переходами и т. д., а последствия от нахождения в этих ситуациях будут казаться катастрофическими.
Страх и затем побег – условия для формирования невротического страха. От чего мы бежим? От неприятных ощущений в теле. Переживание страха, включают вегетативные реакции, которые мобилизуют ресурсы организма для отражения угрозы. Повышается артериальное давление, частота сердечных сокращений и частота дыхания. Повышается мышечный тонус, появляется напряжение в теле. Эти ощущения на фоне страха воспринимаются как крайне неприятные, как предвестники какой-то беды.
Тут важно понять, что страх может появиться в любой ситуации, а причина страха может быть скрыта от нас. Что может спровоцировать страх? Триггером страха может явиться простая мысль или какая-то информация.
Каждый день мы погружаемся в огромные потоки информации. И дело даже не в том, что много негативной информации, а в том, как мы ее обрабатываем, как пользуемся информацией, какие смыслы мы в ней находим и какие выводы делаем.
Люди постоянно делятся новостями друг с другом. От этого никуда не уйти, это часть жизни. Но некоторые формы обмена новостями становятся токсичными для самого человека. Происходит это когда слухи, сплетни, популярные мнения становятся материалом для осуждений, критики, «промывания костей» третьим лицам. Атмосфера неприязни и лицемерия не создает внутри самого человека радости, в лучшем случае кратковременное удовольствие от того, что у меня все лучше и краше. Зато создает тягу к копанию в «грязном белье». Это все равно, что постирать ношенные носки в воде, а потом в ней же купаться самому.
Точно такие же токсичные новости мы можем сообщать сами себе. Мы ругаем себя и называем неприличными словами, только за то, что у нас что-то не получилось. Формируются привычки самоуничижения и самокопания. Пользы от таких привычек нет никакой, а вреда много. Появляется жалость к себе, страх, неуверенность, агрессивность, раздражительность.
Иногда самокопание расценивается, как попытка найти причины своих неудач. На самом деле это еще больше все запутывает и усиливает ощущение собственной никчемности.
Когда мы пытаемся понять причины своего поведения полезно вместо самокопания заниматься анализом своих действий. Самоанализ развивает личность, и он сильно отличается от «самокопания». Чем же?
В «самокопании» нет четко заданных целей. Чаще всего это перебирание ситуаций по принципу - а что было бы если бы я поступил по - другому…. Присутствует осуждение себя или других за плохое поведение или оправдание своих тяжелых переживаний наличием врагов, чужих злых действий, несправедливостью мира. При этом идут ссылки на свое плохое самочувствие, нехватку ресурсов, большую занятость чем-то еще. Так закрепляется в сознании своя «слабость и ущербность», а потакание своей жалости формирует позицию «жертвы», то есть состояние выученной беспомощности.
Самоанализ – это возможность наблюдать и работать с цепочкой причинно-следственных связей. Наблюдая страх, мы обнаруживаем всю цепочку от его возникновения и развития до последствий к чему он привел. Например, развитие страха приводит к отказу от каких-то действий, посещения каких-то мест, пользования благами цивилизации.
Наше жизненное пространство при этом ограничивается, жизнь становится менее комфортной.
Можем ли мы выбирать между «самокопанием» и самоанализом? Конечно. Для этого придется научиться отличать одно от другого. Как убрать привычку к «самокопанию»? Наш ум, когда он не занят какой-то работой, любит путешествовать из настоящего в прошлое, вспоминая что-то, из прошлого затем, отправляясь в будущее, прогнозирует развитие событий.
Мы можем вспоминать что-то приятное, но чаще из памяти всплывают эпизоды, связанные с перенесенной болью, огорчениями, страхами. Но как это происходит? Предположим, выдалось время отдохнуть или вы собрались спать, а в этот момент спонтанные воспоминания заставляют вновь переживать что-то от чего хотелось избавиться. Спровоцировать переживания может мысль о нерешенном конфликте, и в течение короткого времени тело заполняется тревогой и неприятными ощущениями. То есть мы намеревались отдохнуть, поспать, а вместо этого мучаемся, раскапывая незавершенные конфликты. Не успели оглянуться, как сидим в ловушке иллюзии опасности со всеми вытекающими страданиями.
Мы можем управлять активностью нашего ума и воображения. То есть у нас есть конкретные способы, тренировочные упражнения с помощью которых, мы можем эту технику управления освоить. Для этого нам нужно научиться наблюдать за своими состояниями. Чтобы наблюдать, необходимо научиться управлять вниманием. Как контролировать внимание?
Существуют различные тренировки для того, чтобы мы могли научить ум находиться в настоящем времени, чтобы не было постоянных скачков то в прошлое то в будущее, то в будущее, то в прошлое. Хотя бы на какой-то небольшой отрезок времени, когда нужно на чем-то сосредоточиться.
Вы можете тренировать собственный ум. Вы можете научиться наблюдать в настоящем происходящие события. Что это может быть? Да всё, что угодно, вы можете наблюдать движение облаков, запах дождя, вы можете наблюдать прикосновение ветра, полет птиц.
Ценность таких наблюдений в том, что вы можете контактировать с реальностью, окружающей вас без ментальных искажений. Когда выключен механизм комментирования, интерпретации событий, вы можете наблюдать мир таким как он есть, а не таким как вам хочется.
В состоянии созерцания идет быстрое восстановление организма, вы убираете напряжение, следы стрессов. Вообще переключение с режима действия на режим созерцания создает условие для качественного отдыха.
Выделите несколько минут для тренировки режима созерцания и затем сравните ощущения. Режим работы и режим созерцания, какие отличия вы найдете.
Все эти и последующие упражнения входят в наш тренинг прохождения страха.
Участник тренинга Вера рассказывает о своем опыте работы со страхом. Наблюдения Веры: «Мне в удовольствие гулять одной, бесцельно, наблюдая мир вокруг. То есть в такие моменты у меня нет задания, какой-либо задачи на этот поход. Бывает только такая прогулка усмиряет моё внутреннее беспокойство. Когда я иду, то наблюдаю за небом, ветками деревьев, движением ног по асфальту. Если прогулка у реки, то огромная радость просто смотреть на воду, могу остановить ход и смотреть на течение воды, её цвет, качающихся на волнах Волги чаек. В голове в такие моменты мысли лаконичны или просто тихо. Для меня такие без задачные прогулки это отдых, созерцая просто иду, движение словно высвобождает накопившейся стресс, ненужный груз и я чувствую более полное дыхание, прилив сил».
Для упражнений, связанных с наблюдением, хорошо использовать то, что у вас все время под рукой. Лучше всего наблюдать процессы, происходящие внутри тела, они всегда происходят в настоящем. Мы не можем завтра включить кровообращение, а сегодня им не пользоваться. Движение крови по сосудам происходит все время. Это всегда в настоящем.
Есть процессы, происходящие в теле, которые мы можем легко и свободно наблюдать. Достаточно громкий процесс – это процесс дыхания…. Естественный процесс – дыхание. Наблюдайте за ощущениями, возникающими во время дыхания на сравнительно небольшом участке тела.
Сядьте удобно, и понаблюдайте за ощущениями в ноздрях во время вдоха и выдоха. И через 20 секунд ответьте себе, чем отличается ощущение вдоха от выдоха. Заметили ли вы, что на вдохе воздух прохладнее, а на выдохе теплее. Именно эти ощущения надо будет наблюдать. Перейдем к практике.
1. Медитация «Поток дыхания».
Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Во время медитации желательно сидеть спокойно без движения. Сосредоточьте внимание на ноздрях. Наблюдаем ощущения от вдоха и выдоха, которые появляются в ноздрях. Среди множества возможных ощущений нас интересует только ощущение прохлады при вдохе и ощущение тепла при выдохе. Наблюдаем естественное дыхание, никак не регулируя ритм дыхания. Процесс наблюдения за естественными ощущениями прохлады и тепла в ноздрях – и есть медитация. Наблюдайте за ощущениями прохлады и тепла в ноздрях, в течение нескольких минут, затем откройте глаза.
Медитация завершена, подведём небольшой итог. Наблюдая тепло и прохладу, тепло и прохладу, вы предлагаете уму находиться в настоящем. И это очень трудная процедура для ума, потому что он все время соскакивает в какие-то мысли, в какие-то картинки, образы, или в какие-то посторонние звуки, возможно в какие-то другие ощущения внутри тела. И, возвращая ум, во время упражнения к наблюдению за этой прохладой и теплом, прохладой и теплом, мы тренируем его, находиться в настоящем. Фиксируя внимание к процессам, происходящим в нашем теле в настоящем времени, мы формируем контроль внимания. Наблюдая за ощущениями на маленьком участке тела, мы сокращаем зону внимания, что позволяет натренировать сосредоточенность и равновесие ума.
Контроль внимания позволяет включать разные режимы работы ума. Когда ваше внимание сосредоточено на событиях, происходящих в настоящем, вы можете формулировать задачи, которые, требуют конкретного исполнения. Или предпочтете находиться в режиме отдыха и созерцания. У вас есть возможность выбирать режим работы ума. Можно включить режим действия, а можно включить режим созерцания, по собственному усмотрению. Управляя процессами переключения внимания, вы можете устранять тревожное метание ума из прошлого в будущее.
Медитацию с наблюдением чувства прохлады и тепла в ноздрях при дыхании, нужно практиковать два раза в день. Начните с 10 минут наблюдения. Когда ум соскальзывает с объекта внимания, вы возвращаете его к наблюдению ощущений в ноздрях. В начале практики отвлечений внимания будет много. Важно не раздражаться и продолжать занятия. Эта медитация направлена на выработку концентрации и равновесия ума. Количество минут наблюдения надо увеличивать, здесь важна продолжительность медитации, так как ум успокаивается сам, для этого нужно время. Наибольший эффект можно получить, медитируя час.
В случае «самокопания», наблюдая за своими мыслями, вы обнаружите, постоянное комментирование событий. Комментирование с раздражением, обидой или жалостью. Оттенков эмоциональных бывает много, но все они угрюмо-раздражительные. Иногда это напоминает «ментальный шум», привычное «бренчание» внутри головы.
Для того, чтобы как-то ослабить механизм «самокопания» или вообще его остановить, можно научиться создавать внутреннее ощущение тишины и пустоты. Мы создаем это состояние с помощью медитаций. И снова к практике.
2. Медитация «Дыхание ладошками».
Сядьте удобно. Опустите руки на бедра ладонями вверх. Закройте глаза. Расслабьтесь. Начните наблюдать естественное дыхание. Зафиксируйте внимание на ощущениях прохлады и тепла в ноздрях при вдохе и выдохе. Подышите так несколько минут. Переведите внимания на ладони. Представьте, что ладони могут дышать. На вдохе в ладонях появится очень легкое ощущение прохлады, а на выдохе очень легкое ощущение тепла. Понаблюдайте с минуту за дыханием ладоней и определите, в какой из ладоней правой или левой ощущения прохлады и тепла более отчетливые. Понаблюдайте за той ладонью, где ощущения менее выражены. Улыбнитесь ей, поддержите. Затем переведите внимание в пространство внутри головы. Вы можете обнаружить ощущение внутренней тишины и пустоты. В течение нескольких секунд вы сможете наблюдать остановку комментирования. Происходит разрыв шаблона «самокопания». Это ощущение чаще всего приятное. Вот это состояние внутренней тишины и пустоты надо запомнить, так как оно будет необходимо в дальнейшем для работы со своими переживаниями.
Эту медитацию «дыхание ладошками» нужно практиковать 5-6 раз в день по 3-4 минуты.
Кроме того, чтобы успокоить ум и снизить накал этого «самокопания», вам надо в течение дня наблюдать, когда включается «бренчалка».
Ум включил привычный стереотип какой-то ругани, негативной критики, само по себе это состояние неприятное, тягостное, оно лишает сил. И вот его надо заметить и остановить. Разорвите шаблон комментирования. У кого-то «бренчалка» включается 2-3 раза в день, а у кого-то значительно чаще. Каждый раз необходимо улавливать начало активности «самокопания» и останавливать внутреннее комментирование.
Опыт Веры: «При первом наблюдении за «бренчалкой» я услышала мощную ругань внутри себя, на себя, окружающих людей и мир в целом. То есть «брынчало» в моей голове всегда и я не знала, что может быть иначе, что я могу как-то это изменить. Постепенно практикуя упражнения, ругань в моей голове стала отчетливее и внутренний диалог приобретал конструкцию. Уже на этапе практик первых упражнений в голове стали уменьшаться потоки мыслей, для меня это стало точкой откровения. То есть я осознала, что может быть иначе и существует пульт управления собственным мышлением - практики, упражнения, медитации. Откровением для меня стало, что в спортзале качают мышцы по определенной технике делая упражнения, оказывается так же и с умом, он управляем и для этого есть упражнения».
3. Упражнение. Остановка «самокопания» в течение дня.
Комментирование может включиться спонтанно, поэтому периодически фиксируйте внимание на том, о чем вы сейчас думаете. Если вы в процессе "самокопания", скажите себе «Стоп».
Поздоровайтесь с своей «бренчалкой», поблагодарите за визит и отправьте ее на отдых. Простое упражнение и оно срабатывает.
Это упражнение протекает по схеме:
1. Узнать «бренчалку»;
2. Принять «бренчалку», то есть поздороваться;
3. Наблюдать как работает «бренчалка» (непродолжительное время);
4. Остановить шаблон комментирования, отправив «бренчалку» на отдых в сад.
Из воспоминаний практикующей Веры упражнение: «Стоп бренчалка». «Когда начала делать упражнение – мне пришел визуальный образ «бренчалки», это была девушка в платье с ложками и другой кухонной утварью на юбке, они звенели при движении. Когда она появлялась, то в моей голове возникал рой мыслей, я останавливала этот поток словами «Привет бренчалочка!». Дальше действовала по системе – благодарила что она пришла, иногда обменивалась с ней мнениями, а потом говорила ей «иди в сад, а мне пора спать». Через какое-то небольшое время «бренчалка» стала «приходить» ко мне какая-то ужасная, побитая, в крови и пугала меня. Иногда я её жалела и мысленно говорила ей «что с тобой, расскажи», а иногда представляла, что отмываю её и оказываю медицинскую помощь. Потом она стала меня кусать и мой испуг нарастал. Я не придумала ничего лучше, как ругать её за такое поведение и отправлять «в сад» силой и агрессивно. То есть остановка комментирования из простого упражнения превратилась у меня в сложную игру ума с массой переживаний. Позже я поняла, что игра с этим образом не нужна, поскольку любое усложнение взаимодействия с образом — это продолжения бренчания. То есть разрыв шаблона комментирования — это не наказание, а забота о себе, поэтому это упражнение должно выполняться доброжелательно, уважительно. Любое заигрывание с «бренчалкой» усложняет процесс разрыва процесса комментирования, но можно облегчить себе жизнь – просто нажав на Стоп». Опыт Веры: «С прохождения тренинга и начала упражнений прошел примерно год. Я круто изменилась и эти изменения замечают окружающие. Мое «до» упражнений тренинга почти всегда «бренчало» в голове 24 часа 7 дней в неделю. Это изводило меня ежедневно, это очень пагубно влияло на самочувствие. Были периоды жизни, когда я не могла уснуть по несколько часов из-за бушующих мыслей в голове, тревожных и мнительных. В начале практик тренинга процесс остановки потока мыслей давался трудно, могло уйти 10 и более минут в моменте самих упражнений. Спустя год научилась выключать тумблер «бренчания» мыслей за секунды, конечно, получается не всегда, я не робот. Самое трудное для меня сейчас это обратить внимание, что в голове «брынчит», обратить в суете дней внимание внутрь себя, а как только ловлю фокус внимания на процессе «бренчания-самокопания», то остановить этот процесс легко, помогли тренировки. Если бы я получила эти знания и практические упражнения к примеру, в детстве, знала бы что не стоит увлеченно погружаться в копание прошлого и будущего, я бы сберегла триллионы сил и времени для себя и своего здоровья».
Практикуя эти три упражнения в течение 10-14 дней вы сможете убрать или значительно снизить суету и беспокойство. И тут происходит два интересных момента. Во - первых, появляется ощущение что день стал большим, вы начинаете замечать много деталей, которых раньше не замечали. Привычный режим «день сурка», когда вы все время в одном и том же ритме каждый день и ничего не меняется, он куда-то уходит. Появляется ощущение большей живости и яркости событий, количество событий, которые оставляют яркий след возрастает.
Второй момент интересный – постепенно уходит суета, вы перестаете делать лишние движения, вы начинаете понимать, что есть какие-то главные движения, главные какие-то вещи, которые надо сделать. «Объемный, живой день» и уход от суеты – это первые практические эффекты от ослабления механизма «самокопания».
С этого можно начинать. Двигаемся дальше. Человек испытывает тревогу, беспокойство, напряжение в состоянии неопределенности. Прежде чем на что-то решиться, сделать выбор и начать действовать в жизненных ситуациях, где от вас зависит, как будет складываться ваша судьба, требуется время для анализа ситуации и составления плана действий. В такие моменты люди испытывают стресс. Стресс – это неспецифическая адаптивная реакция организма, которая сопровождается мышечным напряжением и вегетативными проявлениями, где и напряжение, и учащение дыхания и учащение пульса – нормальная реакция тела. Но когда вы затягиваете с принятием решений и действиями или, убегаете от своих проблем, эти стрессовые ощущения становятся постоянными, и тогда они воспринимаются как проявления какой-то тяжелой болезни. Хронические мышечные зажимы, болевые ощущения, покалывания в разных частях тела, ощущения «комка в горле», тяжести при дыхании могут быть проявлениями затянувшегося стресса. И люди начинают искать способ как это убрать, часто прибегая к каким-то средствам, которые проблему до конца не решают. Чтобы справиться с тревогой и напряжением, можно освоить технику успокаивающего дыхания и технику релаксации.
Простые дыхательные упражнения, не требующие огромных усилий и каких-то особых навыков.
Тренировка дыхания протекает по следующей схеме:
Разделим акт дыхания на три этапа. Вдох на счет 4, пауза после вдоха на счет 4 и выдох после паузы на счет 4, а затем вдох без паузы.
Итак, делаем вдох и считаем про себя до 4, затем держим паузу на высоте вдоха и считаем до 4 и выдыхаем считаем до 4.
Ритм дыхания 4-4-4. Подышите в таком ритме минуту, а затем переходите к обычному дыханию. Такое дыхание создает внутренне равновесие.
Успокаивающий эффект будет нарастать, когда мы начнем удлинять фазу выдоха. Тогда вдох займет 4 счета, пауза 3, выдох 5. Ритм дыхания 4-3-5.
Подышите так минуту.
Следующий ритм 4-2-6. После выполнения упражнения наблюдайте за своим состоянием. Определите какой ритм больше нравится и успокаивает, этот ритм дыхания можно использовать, он оптимальный для вас.
И еще один ритм 4-8, быстрый способ успокоиться. Вдох 4 и длительный выдох 8, без паузы после вдоха.
Если такой ритм сложно исполнять, то можно перейти на ритм 3-6. Вдох на три счета и выдох на шесть.
Дыхательную гимнастику надо делать каждый день по 5-6 раз, тренирую все ритмы.
В течение короткого времени вы можете изменить режим работы ума, перевести его из состояния возбуждения и тревоги в состояние покоя и созерцания. Управляемое дыхание – простой и доступный способ регулирования состояния ума.
Релаксация мышц, позволяет убрать хронические мышечные зажимы, а вместе с ними ощущения тяжести, болей в теле, затрудненного дыхания. Один из вариантов расслабления – гимнастика по Джейкобсону.
Для того чтобы расслабить мышцы их надо сначала сильно напрячь. Напрягаете мышцы, считаете до 10, сбрасываете напряжение и в течение 1-2 минут наблюдаете за расслаблением.
Гимнастика по Джейкобсону.
Переходим к самой технике. Сначала нам следует разучить то положение тела, в котором можно добиться напряжения всех его мышц. Поэтому сначала проделайте каждое из заданий по отдельности, а затем научитесь соединять их вместе.
Напряжение мышц кисти - с силой сожмите пальцы в кулак.
Напряжение мышц предплечья - до максимума согните кисти в лучезапястном суставе.
Напряжение мышц плеча и надплечий - разведите руки в стороны на уровне плеч и согните их в локтях (два локтя и плечи должны располагаться на одном уровне и образовывать своеобразный кол, жесткую палку).
Напряжение мышц лопаток - сведите лопатки вместе и из этого положения потяните книзу, прогнувшись в пояснице.
Напряжение мышц лица - нахмурьте брови, зажмурьте глаза (словно мыло в них попало) и сведите их к переносице, наморщите нос (словно бы почувствовали неприятный запах), сожмите челюсти и разведите углы рта в стороны.
Напряжение мышц пресса - максимально втяните живот, сделайте его плоским.
Напряжение мышц ягодиц - сядьте на жесткую поверхность, почувствуйте, что сидите на ягодицах (для уверенности покачайтесь на них из стороны в сторону).
Напряжение мышц промежности - одновременно с напряжением мышц брюшного пресса и ягодиц втяните промежность в себя.
Напряжение мышц бедра - из положения сидя вытяните ноги вперед под прямым углом.
Напряжение мышц голени - подайте стопы на себя и чуть-чуть к центру (изобразите косолапость).
Напряжение мышц стопы - согните пальцы стоп.
Описание техники гимнастики по Джейкобсону взяты из книги А. В. Курпатова «Средство от страха».
Эту гимнастику можно делать 5-6 раз в день, запоминая ощущения расслабления. Для людей склонных к повышению артериального давления, требуется контроль АД. В течение 10-14 дней занимаясь по схеме 5-6 раз в день, дыханием и расслаблением вы можете научиться в течение нескольких минут переходить из состояния тревоги в состояние покоя.
Изменение режима работы ума позволяет убрать неприятные ощущения в теле, следы вегетативных реакций. Сочетание дыхательных практик с мышечной релаксацией позволяют снять напряжение и ощущение страха. Это будет первый шаг к тому, чтобы научиться проходить сквозь страх.
Когда мы учимся снимать напряжение с помощью таких простых методов, мы приводим свое состояние в равновесие и это позволяет нам научиться оставаться в проблемных ситуациях, в которых нам нужно принять какое-то иное решение, не совершая побег.
И это первый этап для прохождения страха, который можно освоить.
Далее вы можете активно работать со страхом. У вас появиться возможность наблюдать страх изнутри. Убрав вегетативные проявления страха, вы сможете оставаться в опасной ситуации и механизм бегства можно будет выключить.
Условный рефлекс страха без поддержки начинает угасать. У вас появляется возможность, не просто управлять состояниями ума, но и формировать новый импульс к поведению, вместо привычного бегства можно найти альтернативу, позволяющую пройти сквозь страх и освоить новые территории в своей жизни, которые вы раньше избегали.
Всю жизнь мы учимся управлять своим поведением. Мы попадаем в разные жизненные обстоятельства, нам приходится менять условия быта, работы. Мы встречаемся с разными людьми, завязываем отношения, находимся в постоянном движении, реализуя свои планы. У каждого из нас свой жизненный опыт и представления о том, как надо поступать. Но наверно никто не будет отрицать, что во всех случаях хорошо бы учитывать здравый смысл.
Здравый смысл как центр управления поведением.
Если будем исходить из здравого смысла, то действия невротического страха выглядят как действия блокирующие наше развитие. Вы хотели бы завести новые знакомства или отношения, но боитесь потерять лицо и отказываетесь от этой возможности. Вы хотели бы изменить свой образ жизни, финансовое благополучие, но боитесь неудач или не верите, что у вас получится, и отказываетесь от действий. Страшно самостоятельно действовать, а вдруг что-то будет не так…
Опыт Веры: «В состоянии «я соткана из страхов» посетила тренинг «Прохождение страха» у Юрия Николаевича Рыльского. После тренинга я практиковала в домашних условиях, узнавая природу собственных страхов и смогла прожить некоторые в спокойной обстановке. Делюсь опытом своих изменений на примере ситуации конфликта на работе, где я тружусь юристом. Я выбрала себе для «опыта» объект, на которого очень бурно, раздраженно реагировала моя психика и тело. Это был мой противник в судебном проекте, более года я нервно реагировала практически на любое его появление, на любую фразу. Стала пробовать методики с тренинга «Прохождение страха». Во-первых, изучала и наблюдала свои чувства и мысли. Поняла, что осуждаю его – своего противника в суде. Разложила свои осуждения по полочкам, какие-то я посчитала имеющими почву, а какие-то просто выдумкой. Это был процесс анализа, в котором стало ясно - процесс осуждения, протекающий во мне, доставляет дискомфорт именно мне, а объекту по барабану. Это понимание я приняла не сразу, но принять удалось и внутри стало легче. Второе, я практиковала дыхательные и медитативные практики, позволяющие сконцентрировать внимание на чем-то одном, остановить фокус и поток мыслей. Труднее всего было просто дышать, наблюдая за ощущениями от воздуха у ноздрей. Трудно было из-за того, что мне словно не хватало деятельности, мысли бушевали. Когда не получалось наблюдать за теплотой и прохладой вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, я расстраивалась, сердилась. После собиралась, подбадривала себя и продолжала наблюдать за дыханием. Примерно спустя месяц после начала занятий «по страху» мы встретились с объектом в суде. Он вел себя как обычно, подначивал и пытался задеть меня в коридоре перед заседанием. Я отчего-то чувствовала себя нормально, много спокойнее обычного. Когда подошли к дверям зала заседания, я ждала суда, не отвечая на его задирки. Но он встал за моей спиной вплотную и стал язвить сильнее, используя угрозы по работе в мою сторону. Я почувствовала, что сердце резко участило ритм, ладони вспотели, руки мелко затряслись, ноги начали становиться ватными, в голове буйство злости. Через считанные секунды должен был начаться судебный процесс, а я расклеилась. В голове пронеслось: «Дыши!!!» Стала дышать. Погрузилась в ощущения сердцебиения и зажатой, как оказалось диафрагмы, попыталась это исправить, продавив воздух, не вышло, стало хуже. Тогда я просто продолжила дышать насколько могла глубоко, разрешая сердцу биться, рукам трястись, ладошкам потеть. Был миг, в котором осталось только мое дыхание, а все остальное стало словно неживой картинкой. Меня отпустило, я словно пересобралась, физические показатели пришли в нормальное состояние, трезвость ума вернулась. В ходе самого судебного процесса мне было спокойно, доброе состояние с включенным в рабочий процесс вниманием. Мой противник же брызжал слюной и жалобами, обвинениями перед судьями в мой адрес. Я наблюдала, как начинают заводится от такого поведения судьи, им это не нравилось, и я позволила ему кидать в себя обвинения, и просто изложила свою позицию судьям, никак не реагируя на его обвинения. Судьи же, спокойно выслушав меня, преподнесли подарок – осадили противника множеством замечаний. И снова чудо, во мне не появилось злорадства, я просто наблюдала за происходящим, понимая причины и следствия этого происходящего. Судебный процесс завершился моей победой. Эта победа стала первым практическим результатом моего наблюдения и моих практик прохождения страха. И для меня, польза этой победы в том, чему я научилась и как я себя чувствовала вовремя и после конфликтной ситуации».
В будущем нас пугает неопределенность - будущее неизвестно. И при этом неопределенность для человека — это примерно, как вода для рыбы, своего рода среда обитания. Ведь мы не можем просчитать собственную судьбу, мы не можем знать даже, что с нами будет через час, два. Мы можем только предполагать. Мы пытаемся заполнять эту неопределенность прогнозами. А наш опыт подсказывает, что надо обращать внимание на трудности, которые возникали раньше. Давай-ка к ним будем готовиться на всякий случай. Подстрахуемся, подготовимся к неприятностям.
Главное тут сильно не увлекаться. Иначе можно попасть в режим ожидания неприятностей. А в некоторых случаях появляется постоянное ощущение «что-то должно случиться, что-то должно произойти» и жизнь становится сплошной тревогой. Такое состояние удручает, лишает сил, хотя и оно тоже всего лишь привычка.
Жалость к себе подсказывает, что лучше не покидать зону комфорта. Зачем нам опасные ситуации? И тогда вся активность будет направлена на то, чтобы уклониться от решения проблем, спрятаться от возможного напряжения и действия.
Но есть опасность реальная, а есть иллюзия опасности. С реальной опасностью приходиться считаться и тогда от правильности и своевременности ваших действий может зависеть и ваше здоровье, и ваше долголетие.
Здравый смысл нам подсказывает, что любое препятствие, с которым мы сталкиваемся по жизни, активирует мыслительный процесс, а значит позволяет найти способ справиться с проблемой. То есть я нахожу какой-то новый способ преодоления трудностей и таким образом развиваю собственные возможности и становлюсь сильнее. Поэтому здравый смысл мне подсказывает – ситуация, которая меня сейчас пугает, мне может быть полезной.
И я просто перемещаю фокус внимания от страха к полезности. И когда я считаю, что мне полезно преодолеть это напряжение, полезно вообще в нем находиться, то я, прилагаю усилия, совершая логичные поступки.
Я убираю вегетативную составляющую страха с помощью тех упражнений, которые мы уже изучили, захожу в этот страх и спрашиваю себя – что я здесь могу сделать, что здесь нового для меня и чему я могу научиться. Вот в этот момент страх, как правило, и лопается, и появляется новое образование ума, новая возможность.
Дальше можно развивать новый опыт, формировать новые задачи и успешно преодолевать «опасные» ситуации. Вместо прогнозов вы можете строить планы на собственную жизнь. Вместо ожидания неприятностей вы можете совершать конкретные действия, которые меняют ситуацию в настоящем.
А будущее строится в настоящем. У нас нет возможности действовать в будущем, мы действуем только в настоящем.
Стратегии поведения при разных видах страха.
Когда речь идет о том, чтобы позаботиться о своей безопасности – это страхи первой группы (веточки), то желательно учитывать реальную ситуацию, в которой вы находитесь. И предпринимая какие-то действия придерживаться техники безопасности.
На нашем пути периодически возникают естественные преграды.
Каждый год наступление зимы для автолюбителей начинается со «дня жестянщика». Зима приходит неожиданно, эта истина всем известна. Первый мороз и гололед. Ситуация на дорогах опасная? Да. Техника безопасности на дорогах есть? Есть. Нужно поменять вовремя резину на зимнюю, регулировать скорость движения и дистанцию. Что мешает? Некогда. Люди заняты другими проблемами. Слабое присутствие в настоящем.
Помогает правило одного действия. Когда ты что-то делаешь, то ты погружен в действие не прерываясь. Присутствие в настоящем помогает заметить приближение зимы. Метеосводки мне говорят, что через неделю будут первые морозы. Я могу заранее включить режим водителя в зимних условиях. И тогда автоматически начнет работать правило одного действия. То есть по сути наблюдение за происходящим и включение здравого смысла, позволяют подготовиться к надвигающейся реальной опасности. В нашем примере – переобувание резины перед сезоном зимнего вождения это и есть осознанное поведение. В таком режиме работа ума четкая и спокойная.
Когда заботимся о своем здоровье приходится учитывать наличие инфекций.
Ковид-19 распространенный сегодня вирус. Высокая заболеваемость и смертность от вируса, это факт или фейк? Факт. Опасность реальная. Техника безопасности есть? Есть. Социальная дистанция, маски, чистые руки, вакцинация. Что мешает пользоваться? Собственное мнение, страх и усталость. На вопрос как ты о себе заботишься можно получить глухое раздражение и уход от контакта. За раздражением чаще всего прячется страх, неуверенность, недоверие.
Сейчас много информации о ковиде, иногда прямо противоположной.
Кого слушать решать вам. Если хотите включать здравый смысл, то нужен анализ фактов, подборка фейков уведет в сторону. Факты, можно получить анализируя статистику. Знаниями в области медицины и здоровья обладают эксперты, люди, погруженные в тему и имеющие профессиональное образование в этой области.
Экспертов немного, их всегда немного.
Самостоятельный выбор действий зависит от уровня вашей осознанности, от этого зависит и ориентация в реальности. Включая здравый смысл, мы опираемся на фактические события, происходящие в реальности, а не в нашем виртуальном мире. Иллюзия собственной уникальности выберет свой виртуальный мир. А здравый смысл основан на анализе фактов и опыте.
У каждого из нас свое представление как функционирует наш мир. А когда мы начинаем заземляться, то нам надо учитывать то, что реально происходит. Факты в отличие от иллюзий, мифов – проверенная и подтвержденная информация. Исходя из фактов, можно строить планы, которые вы, будете осуществлять. Осуществлять придется сегодня и именно вам, а не каким-то другим людям или «высшим силам», которые придут вам на помощь. Это хорошо, пусть они приходят к вам на помощь, это замечательно, но первоочередное, это ваши собственные действия. Вот это и будет стратегия поведения.
Если вы включаете технику безопасности, то даже количество неприятных случайностей может значительно уменьшиться. Это главное, что нам можно попробовать включить – анализ ситуации и технику безопасности. Опыт Веры: «После прохождения тренинга и личных практик в моей жизни стало меньше суетливости, дерганности. По сравнению с прошлым практически ушло самотравмирование из-за невнимательности. Нет разбитой посуды, порванной одежды, мелких ДТП с деревьями и бордюрами, то есть повысилась концентрация внимания и осознанность действия. Я поняла фразу «кто понял жизнь тот не спешит». Оказывается, что эта фраза не про бабулек и дедулей сидящих на лавочке, это про мою жизнь без суеты».
Вторая группа (веточка) страхов, связанна с общением. Для взаимодействия с другими людьми требуется опыт коммуникации. Практика общения создает такой опыт. А опыт, как известно, бывает разный. Есть опыт приятный, а есть полезный (он не всегда приятный). А неприятный опыт может создавать страхи и блокировать общение. И тогда «отсутствие лица», или страх «потери лица» могут привести вас к замкнутому, одинокому образу жизни.
Здесь важно понимать, что никто не рождается с готовым набором идеального опыта коммуникации. Наоборот, такие навыки формируются в процессе социализации. И здесь прохождения страха, будет заключаться в том, что вам надо делать ровно то, чего вы боитесь. Боитесь вы публично выступать, ну что ж, наберитесь сил и храбрости и выступайте. Пусть трясутся коленки, и дрожит голос, через некоторое время вы справитесь с этим.
Конечно, вы могли бы потренировать дикцию и изучить какие-то простые правила ораторского искусства. Предварительно потренироваться, используя упражнения для снятия напряжения. Придется принять то обстоятельство, что, получая опыт общения, вы не сможете сразу получать тот результат, на который рассчитываете. «Потеря лица» и «бледный вид» — это то, что вас периодически ожидает. Издержки обучения, полезный опыт. Если вы согласились с этим, то вашему обучению ничто мешать не будет. Вы идете и тренируете себя, это способ тренировки себя.
Страхи третьей группы связаны с сексуальным поведением. Это страхи, связанные с тем, что я что-то не так делаю, я недостаточно хорош, недостаточно красив, недостаточно соблазнителен или недостаточно опытен. Проявление сексуальности в поведении делает человека привлекательным для лиц противоположного пола. Сексуальной привлекательности уделяется много внимания, так как это одна из движущих сил, направленных на достижение психологического и социального комфорта. Сексуальность включает в себя физиологические, психологические, социальные, духовные аспекты. Поэтому важны вопросы сексуального воспитания, социального общения. Усилить сексуальную привлекательность может повышение самооценки, уверенность в своих действиях, в своем поведении. Привлекательный образ, который вы создаете включает в себя и искусство флирта, и умение пластично двигаться и чувствовать свое тело. Этому учатся. У каждого человека есть сексуальные задатки, которые вы можете развить.
Есть страхи, связанные с тем, что секс дело грязное и греховное. В этом вопросе все зависит от вас, от того какую мораль вы используете. Важно подумать, не приносите ли вы вред кому-то своим поведением. Тяжелые переживания возникают у людей, перенесших сексуальное насилие или попадающих в условия сексуальной эксплуатации. Когда вы осмысливаете свое поведение, учитываете интересы и потребности другого человека, то ваши отношения с сексуальным партнером могут быть радостными и счастливыми.
Таким образом, проходя через один страх, второй страх, третий – мы получаем результат, на который надеялись, а вместе с ним и уверенность, что мы можем себя тренировать, мы можем стать сильнее и еще сильнее.
И у нас появляется то, что можно обозначить как доверие к себе. И тогда ситуация неопределенности, в которой как выясняется мы все-таки живем, становится не такой уж и опасной. Даже в туманно-серой, страшной неопределенности, когда есть доверие к себе, можно увидеть новые возможности. Когда я знаю, что в состоянии находить дорогу даже в тумане и мне это по силам, и я уже многократно в этом убеждался, то я перестаю прятаться от мира. И в этом смысл уверенности в себе.
Уверенность иногда путают с самоуверенностью. Самоуверенность — это состояние, в котором преобладает воображение о себе. Условно говоря, фантазии, что я такой крутой и могучий. Я могу находиться в иллюзии собственной уникальности, иллюзии собственного величия, но опыта прохождения через трудности у меня может быть недостаточно. Вы могли не приобрести опыт или утратить какую-то часть навыков, связанных с действиями.
И вот в состоянии самоуверенности вы въезжаете в какую-то проблемную ситуацию, и выясняется, что там у вас действительно не все получается, так как вы хотели. И тогда ваша самоуверенность лопается, превращаясь в ощущение бессилия, или внутреннего скандала. Или вылезает жалость к себе и озлобленность, как правило, на тех, кто вам не дает дышать свободно, быть лидером в каких-то ситуациях.
На самом деле вы просто столкнулись с собственной самоуверенностью, то есть со своими фантазиями о себе, без должного опыта прохождения трудностей. Происходит нестыковка ожиданий и реальности, в которую вы попадаете, отсюда и разочарование.
Смерть и страх смерти.
Вообще сейчас не очень принято говорить о смерти, табуирована эта тема, но на самом деле смерть — это часть нашей жизни. Все, что однажды родилось на нашей планете, проходит стадию развития, стадию взросления, стадию зрелости, а потом увядания и смерти — это неизбежный процесс. И не принимать этот процесс, значит не принимать часть своей жизни.
Смерть в символическом виде постоянно присутствует в нашей жизни. Вот представьте себе - человек рождается. Во время родов он проходит родовые пути, появляется на свет, когда перерезают соединяющую его с матерью пуповину – роды закончились. В этот момент рождается младенец, а история развития плода в утробе матери заканчивается – это первое проживание символической смерти, смерть плода и рождение ребенка. Вокруг того места, где была пуповина, концентрируется самый большой страх, страх смерти. Когда вы очень сильно испуганы, вы отчетливо его переживаете.
Страх смерти в настоящем - социализирован. Переживается как потеря какого-то образа или роли, к которой мы привыкли. Предположим, вас увольняют с работы. Вы не ждали этого, вас почему-то сокращают или возникли еще какие-то осложнения, но вы больше не нужны работодателю – вас увольняют. Такая символическая смерть работника и рождение безработного. Привычный образ жизни будет меняться. Финансовая безопасность, социальный статус, отношения с людьми, становятся проблемными зонами. Такой переход в новый статус может быть болезненным и адаптация к новым условиям может быть непростой.
Или, предположим вы жили в семье и по каким-то причинам вам приходится разводиться. Кто тут умирает? Символическая смерть жены или мужа, вы переходите в разряд разведенного человека. Даже если вы этого хотели, то все равно будут какие-то переживания и тревожные ожидания. А если это не соответствовало вашим ожиданиям, то сильные переживания обязательно возникнут. Но что именно переживается? Конец отношений, надежд, мечтаний, связанных с конкретным человеком. Семья в прежнем виде не функционирует – это символическая смерть какого-то социального образа, какой-то роли к которой вы привыкли.
Такие переживания могут ощущаться как смерть части себя. А дальше наступает то, чего мы очень сильно боимся, наступает неопределенность, неизвестность. Иногда изменения давно назрели, условия в которых человек живет, уже никак не удовлетворяют его потребностей. Но он может сидеть и страдать, так как ему так «лучше», когда есть определенность, пусть даже плохая. И тогда он готов терпеть.
Правда терпение бывает разным. Иногда, человек чувствует себя жертвой и может потакать терпению жертвы. Иногда человек ищет для себя новые возможности, преодолевая страхи и тогда это терпение человека, который меняется. Терпение практика.
И, по сути, когда мы обращаемся к символам смерти, то мы понимаем, что все время что-то меняется. Меняется наша жизнь, меняется то или иное состояние, меняется те или иные отношения, это происходит всегда, хотим мы этого или не хотим, но изменения эти происходят. Мы сами меняемся, тело наше меняется, клетки у нас обновляются, одни умирают, другие появляются. И новые изменения, новые перемены мы могли бы встречать как новый вариант чего-то интересного, быть готовым к этим изменениям, принимать их. В этом тоже смысл обращения к символике смерти, что-то умирает, а что-то снова рождается.
Символика смерти — это момент перехода от одного состояния к другому. Одно состояние завершилось, и оно перешло в другое. Ведь в конечном итоге мы подойдем к тому моменту, когда наше тело от старости, или от болезни или по каким-то еще причинам закончит свое существование. И мы в соответствии с религиозными взглядами или еще какими-то взглядами, вправе ожидать, что что-то будет дальше.
После смерти может быть переход в иное пространство, в другое измерение, и мы будем двигаться дальше. Замечательно если так — это успокаивает. Но даже если вы не верите в жизнь после смерти, то осознание того, что однажды смерть наступит, приводит к переоценке ценности жизни.
И это про принятие. Когда я не боюсь принимать смерть, и знаю, что она обязательно придет, то я начинаю задумываться о том, как я живу. Может быть я все время, что-то откладываю на потом, сделаю когда-нибудь то, о чем мечтал, сейчас не время, я не готов. Живу так, как будто бы жизнь у меня никогда не кончится. Такое ощущение, что впереди тысячи лет и все в одном и том же теле. Чистая иллюзия, не позволяющая включиться по-настоящему в жизнь. И тогда вы живете так, как будто бы это не очень для вас важно. А когда приходит время умирать, а это всегда как-то неожиданно, то выясняется, что мы очень многое могли бы сделать, но даже не приступали к этому.
Упражнение «дары страха смерти».
Проведем небольшое исследование. Возьмите бумагу и ручку. Представьте себе, что ваша жизнь подходит к концу. У вас остался всего один год. Один год жизни. Подумайте и запишите, что вы будете делать в этом году. Не спишите, составьте план. Написали?
А теперь усложним задание. Представьте, что у вас есть только один месяц. Что вы будете делать? Напишите список. Написали? Теперь у вас есть два списка. И наступает третий этап нашего теста, и он самый главный.
Представьте, что у вас остался только один день. Ровно сутки и все.
Напишите, как вы проведете это время. Написали? Прочувствовали?
Третий список обычно отличается от первых двух. В этом списке собирается все самое главное для человека. На моих тренингах самые разные люди, разных возрастов писали эти списки. И каждый раз я наблюдал примерно одно и тоже. Даже в игровой форме, близость смерти обнажает истинные ценности. Люди хотят провести время со своим близкими, любимыми. Сказать что-то важное, что не было сказано раньше. Завершить важные дела, на которые всегда не хватало времени.
Про дары страха смерти можно сказать отдельно еще раз. Сталкиваясь непосредственно с переживанием конечности своей жизни, вы выходите не просто на понимание ценности жизни как таковой для себя, а вы выходите еще и на понимание ценности качества жизни.
Состояние радости, благодарности, состояние, когда вас принимают, состояние собственной нужности. Состояния, связанные со счастьем. Это когда вы искренни, когда вы действительно кому-то помогаете, это те состояния, когда вы открыты, и испытываете яркие чувства и яркие краски в своей жизни.
Послесловие. Два года после тренинга. Опыт Веры. Спустя два года после прохождения тренинга я начала реализовывать свою детскую мечту, мечту о чистоте планеты. Начала я с себя и день за днём стараюсь изменять потребительское отношение к ресурсам планеты вводя различные эко-привычки, например сортировка отходов, тканевые сумки вместо пакетов и т.д. Организую общественные уборки природы, участники сначала занимаются спортом, потом собирают мусор, а после все вместе делимся эмоциями за пикником. Это мероприятие очень воодушевляет меня и окружающих, проносит реальную пользу и наполняет жизнь смыслом. Вместе с друзьями организовали эколого-благотворительный проект по сбору макулатуры - Бумка. Смысл проекта прост, мы устанавливаем короб для сбора макулатуры в организациях. Люди оставляют макулатуру в коробах, которую волонтеры сдают на завод для переработки. Деньги от сдачи макулатуры направляются в благотворительные фонды в помощь бездомным животным и нуждающимся семьям, а также на развитие эко-движения. Сфера благотворительности, экологии, это то, что мне очень нравилось с детства, к чему лежит душа. Однако я практически ничего не делала в этом направлении, постоянно откладывала и в душе словно что-то гасло год за годом. Тренинг помог мне понять очень простую вещь, что жизнь действительно одна и что я боюсь прожить её, так и не осуществив свои мечты. И я начала делать то, что люблю всем сердцем, потихоньку, шаг за шагом, преодолевая множество собственных страхов, ошибаясь, сомневаясь, но всё же я начала идти по дороге жизни. И моя жизнь начала приносить мне радость. Удивительно, моя жизнь начала приносить радость и окружающим, а для меня это ценнейший подарок. Думаю, это и есть дары смерти, именно понимание конечности жизни помогает мне жить, любить, творить, меняться, создавать и радоваться каждому дню прекрасной жизни.