ЧТО МЕШАЕТ НАМ БЫТЬ ГЕНИЯМИ?

Вряд ли о чем-либо написано так много и вряд ли о чем знают так мало, как о творческом мышлении. Всем известно, что такое творчество, но немногие сумеют внятно объяснить, в чем заключается его сущность.
Преимущества творческого мышления - на виду (ну, кто из нас не хочет быть человеком творческим, оригинальным?), но попробуйте-ка начать мыслить творчески, так сказать, "по своему хотению". Действительно, можно ли заставить себя творить, можно ли принудить себя испытать вдохновение? Это все равно что заставить себя испытать жажду, когда пить не хочется. Или же заставить себя влюбиться. Любовь или есть или нет. Так же и вдохновение. Так что же, совершенно невозможно помочь человеку, желающему быть творческим? Увы, мы не можем принудить мозг мыслить творчески... Но мы можем создать условия, при которых он станет вести себя именно так! В конце концов, мы можем спровоцировать мозг на творчество. Дело в том, что творчество - изначально присущая каждому человеку экзистенциальная потребность. Маленькие дети сплошь гениальны. Однако со временем большинство из них под влиянием внешних обстоятельств (главным образом из-за деструктивного программирования окружающими, так называемых сценариев, и давления общественных стереотипов) как бы теряют свои таланты и становятся людьми, считающими себя не способными к творчеству. На самом деле их творческие способности не пропали, а просто были подавлены, не успев еще как следует укрепиться.
Однако уснувшие творческие способности можно разбудить и развить! Специальные методы и приемы могут помочь Вам освободиться от неуверенности в себе и развить интуицию, которая именно в творчестве зачастую оказывается эффективнее, продуктивнее интеллекта и формальной логики. Вы сможете научиться прислушиваться к голосу своего подсознания, активизировать работу правого полушария, которое как раз и ответственно за творческую деятельность.
Можно научиться побеждать и психологическую инерцию - главный враг всякого творчества, препятствующий нахождению оригинальных решений. Что такое психологическая инерция? В физике инерция - это стремление тела при отсутствии внешних воздействий сохранять состояние покоя или продолжать равномерное движение в прежнем направлении. У психологической инерции похожие свойства. Это стремление мозга "двигаться в прежнем направлении", применяя привычные, стереотипные способы обработки информации (если только на него специально не воздействовать, то есть не побудить сойти с этой накатанной колеи).
На самом деле психологическая инерция - эволюционно полезное свойство. Не будь ее, наш мозг был бы перегружен колоссальным потоком непрерывно входящей информации, которую необходимо всякий раз переосмысливать и принимать решения. Человеку просто некогда было бы заниматься какой-либо серьезной интеллектуальной деятельностью, некогда развивать науку, создавать произведения искусства, читать, писать, да и помечтать было бы некогда - все время и силы уходили бы на осмысление и обработку миллионов бытовых микропроблем: с какой стороны обойти лужу по пути на работу, как удобней поставить ногу на подножку маршрутки, входя в салон, в каком кармане искать кошелек для оплаты проезда, и т.д. и т.п.
Инерция же дает возможность мозгу использовать заранее заготовленные кальки-шаблоны для многих видов сходных задач и тем освободить его для решения проблем более сложных. И тогда все эти микропроблемы решаются, как иногда говорят, "на автомате": мы смотрим на номер приближающегося трамвая, а тело наше как бы само решает, как ему лучше обойти лужу; читаем книгу в салоне, а рука как бы сама находит в кармане кошелек при подходе кондуктора, и т.д. На самом деле рука и тело делают это не сами по себе - мозг в этом, конечно, участвует, но на уровне автоматизмов - уровне, который может не осознаваться нами. Сознание же тем временем обрабатывает текст читаемой книги либо повторяет билеты к экзамену, который мы едем сдавать.
Вроде удобно… Психологическая инерция часто очень облегчает нам бытовую и даже социальную жизнь, но в какой же тормоз она превращается, когда мы пытаемся решить задачу творческую! Мозг то и дело норовит по привычке применить готовые, не раз себя зарекомендовавшие приемы, скатиться к привычным способам мышления, он стремится использовать готовые формулы-алгоритмы… Но ведь творческая-то задача потому и является творческой, что предполагает не готовые рецепты-решения, а необычные, оригинальные, нестандартные подходы! Тут нужно не по наезженной колее двигаться, а свернуть в сторону и поискать в "неизведанных землях"!
Однако ошибается тот, кто думает, что это актуально главным образом для ученых, изобретателей, для представителей творческих профессий, ищущих новые, оригинальные идеи. Психологическая инерция мешает человеку и в обыденной жизни. Конечно, если Вы намерены тихонечко прожить свою жизнь, ни во что не ввязываясь, не высовываясь и ни на что особенно не претендуя, то вполне возможно худо-бедно просуществовать, пользуясь готовыми шаблонными жизненными сценариями. Но чем более активную, достигаторскую позицию Вы занимаете, чем большего хотите добиться в жизни, тем в большей степени Вам необходимо не алгоритмизированное, не шаблонное, а творческое поведение (и, соответственно, тем в большей степени перед Вами будет вставать препятствие психологической инерции).
Например, если Вы хотите добиться карьерного роста, то вряд ли Вам в этом сильно поможет только лишь тщательное соблюдение инструкций, действия по предначертанным шаблонам и стереотипное поведение, не учитывающее нештатных ситуаций.
Если Вы - бизнесмен, деловой человек, руководитель то именно в нестандартном реагировании на постоянно меняющиеся реалии, в оригинальных ходах, приводящих в замешательство конкурентов, в нешаблонных способах решения возникающих проблем - залог Вашего подъема, авторитета и процветания.
Если Вы - мужчина, желающий добиться внимания женщины, то выделиться на фоне "конкурентов" необычным креативным мышлением, нешаблонностью своего поведения для вас - просто настоятельная задача. Помните: самая эротичная для женщины часть мужского тела - мозг.
Если Вы - женщина, желающая быть привлекательной для мужчины, то для этого недостаточно лишь хорошего макияжа, стройной фигуры, томного взгляда и нарядов от Версаче: все это привлечет мужчину лишь поначалу. Увы, мужской пол устроен так, что активно реагирует на новизну, а привычное (пусть даже и очень красивое) ему быстро приедается, потому чтобы удержать мужчину своей мечты необходимо всякий раз представать перед ним новой, неожиданной - именно тогда Вы будете вечно желанной. Причем "чисто поверхностного апгрейда" (новые наряды, прически и косметика) зачастую недостаточно - нужно всякий раз поворачиваться новой, незнакомой гранью своей личности, удивляя избранника неожиданностью, творческой необычностью и оригинальностью.
Если Вы - родитель, желающий быть авторитетом для своего ребенка и иметь на него влияние, то самое худшее, что можно для этого сделать, - это чтение скушных (по причине своей предсказуемости, шаблонности) нотаций. Поверьте, нестандартный творческий подход, не ожидаемое Вашим ребенком реагирование мамы или папы произведут на него гораздо большее впечатление и могут сделать Вас в его глазах непререкаемым авторитетом и предметом гордости перед сверстниками.
Если Вы стремитесь к счастью и процветанию в семейных отношениях, то здесь особенно важно не попасть в ловушку привычного, годами повторяющегося и превратившегося в автоматизм поведения. Творческий элемент, привнесенный в многолетнюю вынужденную рутину семейной жизни придаст ей новую жизнь, он может сделать зашедшие, казалось бы, в тупик семейные отношения вновь яркими и свежими.
Однако противостоять психологической инерции крайне трудно. Ведь она присуща всем - даже самым творческим людям (им, правда, в меньшей мере). Но ленивый мозг можно подтолкнуть, используя некоторые хитрые приемы, а влияние инерции - значительно снизить, применив специальные техники активизации творчества. И тогда вдруг окажется, что Вы в состоянии за короткое время придумывать множество оригинальных, необычных, удивляющих Вас самих решений в самых разнообразных сферах, что Вы способны к нестандартному, ставящему в тупик оппонента и в то же время эффективному реагированию. Окажется, что Вы - гораздо более творческий человек, чем сами от себя ожидали!
Именно на активизацию скрытых креативных резервов и повышение творческих возаможностей человека ориентированы специальные развивающие программы, называемые тренингами креативности (по-иному - тренингами развития творческого мышления)
А если вы свободны от таких комплексов, и изначально считаете себя человеком творческим? Нужны ли вам тогда какие-то дополнительные методы и приемы креативной активизации?
Ну, во-первых, много творческих способностей не бывает.
А, во-вторых, любой творческий человек, будь то художник, актер, писатель, режиссер, журналист, рекламист или просто креативная личность, всегда ищущая новые, оригинальные пути, постоянно сталкивается с вечной мучительной проблемой: как запустить творческий процесс произвольно и в нужное время? Знакомы ли вам ситуации, когда работа должна быть сделана к сроку, а вдохновение никак не снисходит? Все же, что сделано "через не могу", получается плоским, безжизненным, бездушным? Это те самые муки творчества, упоминаниями о которых полны мемуары творческих людей. И в тех же воспоминаниях творцов мы находим многочисленные примеры того, как каждый из них искал и применял в своей творческой работе специальные уловки-приемы для того, чтобы подхлестнуть работу воображения и запустить вдохновение.
Бальзак с этой целью пил литрами крепкий кофе, Эдгар По использовал более сильнодействующие наркотики, множество творцов искали вдохновения в курении и алкоголе. Герц писал о том, что плодотворные идеи приходили ему в голову, когда он после длительной работы, загрузив свой мозг информацией, поднимался в полдень по склону холма, и солнце пекло его непокрытую голову. Пруст с этой же целью нюхал сильные духи, а Гельмгольца, по его собственному наблюдению, побуждал к творчеству запах гнилых яблок. Шиллер во время работы ставил ноги в таз с холодной водой, а Пушкин, по его собственным словам, писал, размышляя, потому что "часть сцен требует только рассуждения", когда же доходил до сцены, требующей вдохновения, то ждал его, либо пропускал эту сцену. Многие интенсивно загружали себя информацией перед сном - с тем, чтобы искомое решение пришло вместе со сновидением или сразу по пробуждении. Некоторые уединялись, закрывшись на долгие недели от домашних и от всего мира, а иногда даже спустившись в звукоизолированный подвал - чтобы ни единый звук не спугнул посетившую их музу, другие намеренно изнуряли себя бессонницей или постом, кто-то открывал свои собственные, подчас самые экзотические способы для обретения вдохновения Практически всегда эти способы находились случайно - методом проб и ошибок и были сугубо индивидуальными: что годилось одному, не вполне подходило другому…
Между тем, психология творчества накопила и систематизировала огромный фактический материал, касающийся творческого процесса. Анализируя эти факты в соотношении с законами функционирования психики в целом и с физиологическими данными работы мозга (в особенности в части межполушарной асимметрии), можно выделить целый ряд закономерностей протекания креативного процесса, которые помогли бы творческому человеку чаще встречаться с музой - вдохновением. И, что очень важно, такое знание помогло бы делать это быстрее и эффективнее, поскольку основано оно не на "методе тыка", а на общих, объективных законах психики. Скорректировав эти знания в соответствии с особенностями собственной индивидуальности, человек получил бы эффективнейший код доступа к высвобождению собственного творческого потенциала…
Подобным техникам, а также многим другим приемам активизации творческих возможностей мозга посвящен один из проводимых в «Центре развития личности» тренингов - тренинг креативности (развития творческого мышления).

© В.И. Власюк, психолог, художник-дизайнер, специалист по психологии